Когда села писать эту статью, у меня сразу возник вопрос, а что я могу рассказать об этом? Ведь я человек, который на сцене с 7-ми лет, не знающий страха перед публичными выступлениями, человек без явных комплексов и всяких там «стесняшек». Конечно, с умным видом «эксперта», я долго могу рассуждать на тему пользы публичных выступлений и импровизаций, о том, как это помогает почувствовать себя уверенным, сексуальным и так далее. Но, по сути, я не знаю, что это такое, и не могу рассказать, как это повлияло на мою жизнь. Поэтому я решила попросить своих «старших» учениц поделиться личным опытом по этому поводу. Но сначала я все же порассуждаю «с умным видом»…
Как тренер по женской пластике и «Экзотик Поул Дэнс» я часто сталкиваюсь с людьми, которые приходят на мои занятия с целью фитнеса: похудеть, «подкачаться», ну или просто, скажем, потому что это «модно». Такие ученики не видят смысла в дальнейшем развитии, или вовсе считают, что публичные выступления и импровизации предназначены для тех, кто собирается начинать карьеру в танцевальной сфере. Конечно, они вправе думать и действовать так, как считаю нужным. Но для тех людей, для которых танцы становятся настоящим увлечением (и не важно, какой это стиль) наступает такой период, приблизительно год-полтора, когда хочется развиваться дальше. А занятия в режиме «фитнеса» приводят к тому, что им становится скучно. Тут начинаются скитания от тренера к тренеру, от школы к школе. И тогда становится понятно, зачем нужны выступления.
Конечно, лучше начинать с небольших импровизаций в своём танцевальном зале среди своих «одногруппников», а потом уже переходить к выступлениям на отчетных концертах студий и соревнованиях. Если я ничего не скажу о том, как каждый вид выступления важен для раскрепощения и раскрытия себя, я буду не права. Но говорить ничего не буду, потому что об этом расскажут мои ученицы ниже.
Для меня как тренера все воспринимается под другим углом. Девочки, которых я «мучаю» уже более 2-х лет, имеют неоднократный опыт импровизаций и выступлений. И я могу сказать с уверенностью, что это уже не те люди, что пришли когда-то ко мне на первое занятие. (Ох, помню я эти импровизации со слезами и истериками, уговорами и ультиматумами, когда индивидуально с каждой приходилось танцевать, чтобы заставить хоть как-то двигаться. А сейчас только включаешь зажигательную музыку – сами рвутся в пляс.) Эти девушки с течением времени стали не просто уверенными в себе, они стали свободными, научились не стесняться себя. У каждой из них есть личная жизнь, работа, учёба, друзья, но при этом у них есть еще сильная страсть, увлечение – танец. Никто из них, я уверена, уже не бросит танцы, потому что это стало частью их жизни, частью их самих. Непрерывный процесс самовыражения: научиться, отработать, показать.
Я давно нашла девиз для себя и своего дела: «красивой душе, нужно красивое тело». Вы себе не представляете, какая работа над собой происходит во время обучения танцу, это целый процесс самосовершенствования, личностного роста и поиска гармонии межу внешним и внутренним. Импровизации и выступления – это одновременно и цель, и результат этой работы в красивом антураже.
Очень важно заниматься чем-либо, когда у тебя есть определенный мотив и конечная цель, это касается не только танца. А все улучшения в плане уверенности, сексуальности, раскрепощения уже приходят сами со собой во время этого длинного процесса.
Когда вы прочтете интервью моих учениц, вы заметите, что каждая из них рассказывает о страхе, который им пришлось преодолеть перед первым выступлением и импровизацией. Так вот, преодоление этого страха позволяет увидеть себя с другой стороны, и полюбить себя с это стороны. Так что читайте впечатления «из первых уст» и решайте, хотите ли вы узнать свою другую сторону.
«До сих пор не могу забыть этот страх перед публикой, трясущиеся коленки, бешеное сердцебиение. Вокруг такие же девочки, как и я. Но как я буду танцевать, когда все они смотрят на меня? Я очень боялась, что у меня не получится. Я привыкла всегда контролировать ситуацию, а тут необходимо отключить мозг и открыть чувства… Очень сложно, честно скажу. Главное, перебороть страх, потом становится легче. Импровизация помогает раскрепоститься, стать более уверенной в себе, почувствовать своё тело, свою сексуальность, открыть эмоции… Я могу на 100 процентов сказать, что именно танцы помогли мне почувствовать свою привлекательность и внутреннюю силу.»
Любовь, занимается 3 года.
«Учиться танцевать в сознательном возрасте для меня – это история преодоления стыда. Я смотрю на себя в зеркало, вижу, как смотрят на меня другие; вижу инструктора, постоянно оцениваю и сравниваю. Само собой, первая импровизация прошла просто отвратительно – с моей точки зрения. Находиться под чужими взглядами невыносимо, каждое движение казалось неправильным, угловатым, неловким. Фантазия меня покидала, и я механически исполняла одни и те же элементы. Казалось, ту волну чувств, которая обрушивается на меня, когда я слушаю музыку, я никогда не смогу выразить вовне. Одно дело плясать дома, другое – в зале. Только теперь я понимаю, что импровизация – это и есть конечная цель. Импровизировать – это как свободно изъясняться на новом языке. Только в спонтанности можно выразить уникальное Чувство. Только выражаясь свободно, можно показать другим, какая ты на самом деле.»
Мария, занимается 2 года 9 месяцев.
«Помню ли первую импровизацию? Скорее нет, но помню страх: «Импровизация? Придумать самому и станцевать? А на меня будут смотреть остальные девочки? Я же ничего не знаю, я ничего не помню…» Страшно начать. Потом втягиваешься, начинаешь относиться по-другому. Сейчас мне нравится импровизировать, это один из способов показать себя в творческом плане, поднять себе настроение. Импровизация для меня - это не только мои умения, трюки, крутки, которым я научилась за это время, это, в первую очередь, танец. Пусть и не такой слаженный и красивый как у профессионалов, зато твой, личный. Со временем начинаешь замечать, что начинаешь меняться. Ничто так не добавляет уверенности, как похвала тренера за хорошую импровизацию."
Юлия, занимается 2 года 7 месяцев.
«Прошло немало времени с момента моего первого выступления на публике, но я и сейчас ощущаю дрожь в коленках, с которой справиться было очень сложно. Хотелось все сделать идеально, чтобы мой тренер мной гордился. За минуту до начала выступления казалось,что все движения просто куда-то «убежали». Помню первые секунды на сцене, музыка еще не зазвучала, а мозг уже взрывался от кучи мыслей, пытался повторить последовательность движений, глаза что-то искали в свете прожекторов, сердце предательски громко стучало, и, казалось, все это слышат. Но время на сцене пролетело совершенно незаметно. И когда зал взорвался от аплодисментов, я осознала, что часы тренировок, сбитые коленки, подготовка костюмов – прошли не зря. После этого опыта, мне кажется, я стала более уверенной в себе, сильней, и стала ощущать потребность в такого рода «испытаниях».
Марина, занимается 2 года 4 месяцев.